Часто на просторах интернета можно прочитать, что это одно и то же, но это не так. Разница между мотардом и супермото, пусть иногда не очевидная, на самом деле есть и достаточно значительная. Зная ее и понимая в чем эти отличия вам будет проще определиться с тем, какой именно аппарат подойдет под ваши цели, как его правильно выбрать и не разочароваться в использовании.
Для лучшего понимания отличий надо заглянуть в историю появления. Не смотря на внешнюю схожесть мотард и супермото пришли из разных классов, их прародителями были мотоциклы разных дисциплин и совершенно разных назначений, а соответственно и с различными конструктивными особенностями.
Именно из любимого многими мотоцикла двойного назначения, как называют эндуро - отделился мотард. Каковы же основные характеристики эндуро мотоцикла? Способность одолеть и распаханное поле, и грунтовую, и асфальтовую дорогу по пути на дачу – та самая универсальность: бездорожье и дороги общего пользования (те самые асфальтированные, для езды по которым нужны права и ПТС). Техника этого класса бывает часто немного «удушенная» - дефорсированная, комфорт разумеется не на высшем уровне (тут идет речь в частности о жестком высоком седле, про посадку на котором говорят «ехать на заборе»), устойчивость на дорожном покрытии тоже оставляет желать лучшего. А вот сильные стороны эндуро – это ресурс, действительно огромный запас прочности и практическая неубиваемость.
По своей сути мотард – это компактный, довольно мощный мотоцикл, который позволит без ущерба для себя проехаться по обычной дороге, соскакивать с бордюров и ступенек, ну и осилить легкое бездорожье. Что-то динамичное и бодрое, для тех, кому хочется немного резвости и отжига, и совсем не важно быть солидным и пафосным на дороге.
Совсем другое дело – супермото. Он вышел из мотокросса, где главенствуют совсем другие ценности. Ресурсность и надежность уходят на дальний план, превыше всего цель - безжалостно выжать из мотора все, на что он может быть способен. Мотокроссовый мотоцикл не предназначен ни для асфальтовых дорог, ни для поездок по пересеченной местности, как эндурики, а исключительно для специализированных кроссовых трасс, на которых главное резкое частое ускорение и торможение перед поворотами! Супермото также как и кроссачи делались для трека, у них обоих стоит задача максимально облегчить конструкцию, поэтому все несущественное, типа полноценной светотехники, отбрасывалось.
В целом основным различием между мотардом и супермото можно назвать как раз область использования: полугородская версия для эндуропокатух – мотард, а заточенная под трек злая техника – супермото. Говорить, что это одно и то же, это как утверждать, что между кроссами и эндуро совсем нет разницы. При взгляде со стороны внешняя разница может и не очевидная, но, если разобраться и прочувствовать, сомнения отпадают.
Помимо различной области использования есть еще соответственные принципиальные конструктивные отличия и особенности.
Начать можно с веса. Поскольку для супермото, как и для кроссовых мотоциклов, принципиально максимальное облегчение конструкции, в этом классе убираются и адаптируются все не нужные для трека вещи, что касается всего: в электрике отсутствуют стоп-сигналы и поворотники (иногда даже фара), чаще всего отсутствует электростартер, также часто убраны такие удобные мелочи как подножка (на треке не предусмотрены остановки), бензобак уменьшен максимально. Мотарды, напротив, как и эндурики будут оснащены и светом (так как без этого был бы закрыт путь на дороги общего пользования), и подножкой, и баком побольше.
У мотардов более мягкие подвески с большим ходом, способные поглощать такие неровности легкого бездорожья, как кочки, ямы, ухабы, а вот у супермото они будут более жесткие, более рассчитанные на гашение энергии при прыжках и безжалостную эксплуатацию на треке.
Двигатели у этих двух классов тоже разные. У мотарда будет более «низовой» движок, оптимально работающий на низких оборотах и невысоких скоростях, а вот супермото обладатель более мощного высокооборотистого двигателя – байк будет плохо тянуть на низких оборотах, так как задачей в основном является максимально быстро разогнаться, то и работа оптимальна на высоком крутящем моменте.
Еще одно различие между мотардом и супермото – вилка. У супермото вилка будет немного более выдаваться вперед для наилучшего маневрирования на высоких скоростях, тогда как у мотардов угол будет чуть меньше для маневров на «низах».
Наверное, самым ярким примером супермото можно назвать KTM 450 SMR. Модель идеальна для трека: объем двигателя 450 кубиков, легкий, ничего лишнего, ничего, что может повлиять на скорость и подрыв. Аппарат своеобразный, кусается цена, есть некая сложность и дороговизна в обслуживании и деталях, но отзывы владельцев практически всегда говорят, что он стоит своих денег. Разумеется, есть и аналогичные аппараты других марок на любой вкус и бюджет. Из мотардов с классическими характеристиками можно назвать, например, Kawasaki D-Tracker или Yamaha WR250X, это классные варианты для тех, кто хочет совместить покорение легкой пересеченной местности и городской жизни.
Подводя итог можно однозначно сказать, что при всей кажущейся похожести это два разных мотоцикла для разных типов использования. Разумеется, можно и на спорте пытаться проехать кроссовую трассу, и на кроссаче поехать по шоссе на дачу, все это возможно, но какой будет профит? Все хорошо в своей области. Нюансов даже больше, чем вы прочитали, но, если знать хотя бы основные, то можно выбрать самый подходящий именно вам мотоцикл или питбайк. Особо надо отметить, что иногда происходит некое усреднение и адаптация моделей для обычного «гражданского» использования, происходит некое смешение стилей. Еще одна причина в том, что на заре возникновения этих классов отсутствовали заводские модели и умельцы создавали все под себя, беря донорские эндуро или кроссы и переделывая под задачу. Возможно поэтому и возникает такая путаница и мнение, что мотард и супермото это одно и тоже.