Один из самых удобных вариантов для освоения двухколесной техники – питбайк. И для новичков, которые хотят попробовать свои силы на байке, и для детей или не высоких пилотов – именно это удобный, простой в управлении и доступный по цене вид мототехники.
Питбайк – это универсальное транспортное средство. Им может управлять практически любой человек, практически любого возраста (кстати, очень популярны питбайки у подростков).
И действительно, питбайки являются спортинвентарем (они не относятся к категории транспортных средств, как мотоциклы или автомобили). Для управления питбайком нет какого-либо строгого порога по возрасту, т.е. им могут управлять даже дети, наиболее просто обучиться езде на питбайке, если уже умеешь кататься на велосипеде.
При всем это необходимо понимать, что:
- питбайки бывают очень разнообразные по классу (различные объемы двигателя, размеры рамы, колес и т.д.);
- питбайки это спортинвентарь, как ранее было сказано, и на них нельзя передвигаться по дорогам (дороги в городе / шоссе, грунтовые / асфальтовые дороги), а только по специально оборудованным трассам (лесам / полям);
- обучение езде на питбайке детей возможно только в соответствии с ростом (ребенок должен устойчиво дотягиваться обеими ногами до земли).
Питбайки и правда достаточно просты в управлении, особенно если вы выбрали модель с автоматическим переключением передач. Но не смотря на кажущуюся простоту надо помнить о том, что управление любой техникой, а мототехникой особенно требует обучения и оттачивания навыков. Тому как ездить на питбайке можно спокойно научиться, взяв пару уроков у профессионального тренера.
Как научиться ездить на питбайке и что для этого нужно?
На наш взгляд для того, чтобы понять, как научиться ездить на питбайке главное помнить про несколько основных вещей: безопасность и неспешность.
Безопасность заключается в том, что у вас будет необходимый комплект защиты (обязательно шлем, перчатки и мотоботы). А неспешность – в том, что при обучении езде на питбайке (да и на любом транспорте) необходимо постепенно идти от простого к сложному, не стараясь в первые же разы выполнить какой-либо трюк.
Еще важное условие успешного обучения – верно подобрать питбайк. Да, если вы крупный взрослый мужчина, а будете учиться езде на коротком и слишком маломощном для вас аппарате, то потратите очень много времени, чтобы езда начала приносить удовольствие, а каждый час езды в неподходящем и неудобном положении будет приносить неприятные ощущения. И наоборот, миниатюрный ездок будет мучаться, пытаясь обуздать слишком большой и мощный питбайк. В обоих случаях высок риск падений, расстройств и слишком медленного прогресса.
Первый этап был – обзавестись экипировкой и правильно подобрать для себя питбайк. Далее надо приступать к «знакомству» с техникой. Этот этап, разумеется, можно пропустить, если вы уже не новичок в езде на мотоциклах, но, если это для вас первый опыт, то обязательно изучите ваш питбайк.
Сядьте на питбайк, прочувствуйте правильность вашей посадки. Определите комфортное (и правильное!) положение. Сиденье имеет изгиб в том месте, где встречается с бензобаком, в стандартной ездовой посадке именно там вы и должны сидеть. Слишком далекая посадка – частая ошибка новичков. Полезно «позаваливать» питбайк стоя устойчиво опираясь обеими ногами из стороны в сторону, так вы чувствуете его вес, баланс, тренируетесь правильно работать руками.
Помните, что правильная посадка - с отведенными от корпуса локтями – вы как бы растопыриваете локти. Почему так? Это дает вам большую амплитуду для управления в поворотах, наибольшую скорость и силу в управлении.
Следующий этап, это освоить простую езду (сразу не стоит пускаться в серьезные поездки по суровому бездорожью, горкам, болотам и т.д.). Для начала надо попробовать поучиться на нейтральной передаче плавно открывать и закрывать газ. Чтобы приучить руку к плавному движению при прокручивании ручки газа, что очень важно. Также необходимо примериться к заднему тормозу, почувствовать, где он расположен и как нажимается ногой, и к переднему, попробовав зажимать его рукой.
Теперь, когда вы понимаете и чувствуете, как начать движение и немного ускориться, а, главное, затормозить, можно приступать к тренировкам!
Старайтесь сидеть правильно: близко к баку, локти отведены от корпуса, колени плотно обхватывают питбайк, корпус немного наклонен вперед. Такая посадка поможет уверенно управлять и справляться с ускорением при наборе скорости.
Посадка с наклоном вперед и сжатыми коленями облегчит нагрузку на спину, что при продолжительной езде очень кстати.
Следующим условным этапом можно назвать – умение плавно, но быстро переключать передачи. При езде на питбайках и мотоциклах (если у вас не автоматическая коробка переключения передач) важно научится слаженному управлению газом, сцеплением и переключением передач.
Сам процесс переключения передачи разделен на несколько последовательных действий, которые надо выполнять последовательно плавно, но достаточно быстро. Алгоритм действий такой: представим, что вы уже едете, необходимо ускориться и повысить передачу. Надо закрыть газ, нажать сцепление, переключить передачу, отпустить сцепление, открыть газ. Все действия выполняются настолько быстро, что можно сказать сливаются. На наш взгляд доведение до автоматизма этого возможно только многократным повторением. С опытом придет плавность и умение совершать все действия без погрешностей.
Еще важный нюанс в том, как ездить на питбайке (и в общем на двухколесной технике), это непрерывная работа корпусом при езде. Так, при разгоне, необходимо в противовес силе, отталкивающей вас назад, наклоняться вперед, при торможении наоборот придется чуть отклоняться назад. Помните про ноги, зажимайте ими бак.
Можно ли ездить на питбайке по городу?
На вопрос можно ли ездить на питбайке по городу можно кратко ответить «нет». Просто «по городу» законно ездить на таком виде мототехники нельзя. Закон не причисляет питбайки к транспортным средствам (если точнее, то питбайки не относятся к подлежащим государственной регистрации автомототранспортным средствам и не ставятся на учет). Это значит, что на них нельзя получить ПТС – паспорт транспортного средства, СТС – свидетельство о регистрации транспортного средства и регистрационный номерной знак. А ездить по обычным дорогам возможно только при получении всех трех пунктов, даже в том случае если у вас есть права категории А.
Совсем правильно ездить на специально оборудованных трассах под присмотром грамотных инструкторов в мотошколе. Но абсолютное большинство владельцев питбайка катается вдали от дорог общего пользования (и особенно вдали от мест прогулок пешеходов и благоустроенных парковых зон).
Возможности ездить вдвоем на питбайке
Слыша вопрос «А можно ли ездить вдвоем на питбайке?» у нормального опытного райдера возникает желание закатить глаза.
Питбайк предназначен для одного ездока. Ни длина седла, ни другие технические характеристики не предназначены для такого. Нет ни дополнительных подножек для пассажира, ни ручки чтобы держаться.
Такие эксперименты попросту опасны и чреваты травмами! Допустимо лишь в случае травмы или поломки доставить на низкой скорости человека в другое место, но это лишь крайний случай.
Можно ли ездить на питбайке без прав и где?
Строго говоря для езды на питбайке не нужно наличие прав (ни прав в общем, ни прав категории А). Это, как уже было сказано, спортинвентарь и при соблюдении правильного места катания никаких регистрационных документов не нужно.
По опыту некоторых ездоков, несколько раз патрульные полицейские (сотрудники ГИБДД) пытались затребовать документы и задержать. Но это произошло потому, что они катались в неположенном месте – в парке.
Старайтесь избегать таких ситуаций и езда на питбайке будет приносить вам только приятные ощущения!