Возможно, вопросов к этой фразе не возникнет только у продвинутых или увлечённых самостоятельным ремонтом мотоциклистов. А между прочим, существенно улучшить характеристики вашего двигателя и облегчить вам жизнь может всего лишь правильно подобранный и настроенный карбюратор, ведь эта деталь двигателя имеет достаточно большое значение.
Что она из себя представляет? Без понимания этого сложно будет представить и понять принцип работы вашего байка. Сам карбюратор – это часть системы питания двигателя внутреннего сгорания. В нем происходит смесь воздуха с бензином (образование топливной смеси), регулирование количества этой смеси, которая будет подаваться далее в движок.
Диффузор – важное устройство, влияющее на качество топливной смеси и как следствие на многое другое. По своей сути он представляет собой уменьшение диаметра проходного отверстия трубки, подающей бензосмесь в двигатель и служит для оптимизации подачи этой смеси в ДВС. При прохождении сужения происходит изменение давления и поток ускоряется.
Диффузоры бывают разные. Очевидно, что они могут быть частью двигателей разных производителей, моделей, назначений. Так диффузор для малыша YCF 125 будет отличаться от диффузора Honda X4 (в которой, кстати, их будет минимум четыре). Диаметр диффузора замеряется штангенциркулем.
А еще диффузоры бывают разной формы: круглой, овальной или щитообразной. Какой формы стоят диффузоры зависит от класса мотоцикла. Круглая форма предпочтительна для спортивных двигателей, когда важна максимальная мощность и высокая производительность, так как именно благодаря такой форме стенки оказывают самое меньшее сопротивление. Овальная форма сечения применяется там, где важно более плавное управление мощностью. Во время небольшого подъема дроссельной заслонки овальная форма сечения будет действовать так, будто у вас карбюратор меньшего диаметра (у формы щит этот эффект будет еще сильнее), а при полном раскрытии достигается режим максимальной мощности. Более сложная форма щита продолжение усовершенствования овальной формы, она увеличивает оптимальный диапазон работы и делает мощь двигателя более управляемой и отзывчивой на движения ручки газа. В каждом карбюраторе часто установлено несколько диффузоров разных размеров. Необходимость в двух «разнокалиберных» диффузорах кроется в том, необходимости предотвратить очевидные проседания в производительности работы двигателя (на низких либо высоких оборотах). Для этого и применяется схема с двумя диффузорами разных диаметров. Это делается для того, чтобы стабилизировать работу двигателя и обеспечить его устойчивую работу и на верхах, и на средних оборотах с низами.
Большой диффузор карбюратора мотоцикла литой и является частью корпуса самого.
При желании улучшить работу двигателя, можно усовершенствовать диффузор. У умельцев есть возможность повысить мощность с помощью расточки диффузора карбюратора, тем самым увеличив его внутреннюю площадь.
Есть много источников в которых вы можете прочитать о том, как именно это делается. Есть много способов и еще больше мнений относительно того, как именно и что делать.
Чаще всего все можно свести к двум воздействиям на диффузор. Во-первых, это его полировка до зеркальности. Уже это может помочь снизить потери от сопротивления воздуха о стенки и улучшить аэродинамику, усилив скорость потока.
Ну, а во-вторых, более серьезная расточка поверхности, то есть увеличение диаметра диффузора изнутри. Эта процедура вызывает неоднозначные мнения. Кто-то считает, что благодаря этому топливная смесь распределяется на холостом ходу более равномерно и будет небольшое снижение потребления горючего. А кто-то уверен, что при увеличении сечения диффузора по итогу настолько снизится поступление бензина в двигатель (обеднение смеси), из-за чего придется увеличивать топливный жиклёр. Как следствие изменятся характеристики смесеобразования (да в одном диапазоне оборотов все будет лучше, но в другом – значительное ухудшение). Что в конечном итоге приведет мотор к ускоренному износу и другим неприятностям.
Так что во всем лучше соблюдать принципы разумности и не перебарщивать с увеличением диффузора своему коню.
Малый диффузор уже не литой, он съёмный и крепится на пружинах внутри основного. Имеет вид трубки, снаружи которой находятся несущие ребра, похожие на крылья. Внутри малых диффузоров карбюратора находятся распылители топлива.
Эти диффузоры тоже можно совершенствовать, хотя многие пренебрегают этим, считая, что игра не стоит свеч, но для желающих покопаться в своей технике есть варианты слабого вмешательства (зеркальная полировка и шлифовка дефектов литья и всех неровностей), которое уже может добавить немного к улучшению аэродинамичности. Или более радикальное - спиливание или уменьшение перемычки, канала из которого распыляется топливо. Тут есть недостаток – при такой манипуляции увеличивается внутренний диаметр малого диффузора карбюратора (все-таки убирается кусок поверхности внутри) и как следствие снижается скорость прохождения смеси (так как увеличивается количество проходящего воздуха), ГДС начинает позже работать. Что приводит к необходимости увеличить внешний диаметр с помощью развальцовки, что требует сноровки и аккуратности, так как сплав малого диффузора весьма хрупкий. В большинстве источников на просторах интернета советуют не заниматься спиливанием перемычки, а сразу увеличить внешний диаметр развальцовкой, поскольку этим все часто заканчивается.
В итоге всех манипуляций немного увеличится расход топлива, и если все правильно выполнено, то двигатель будет раскручиваться быстрее. Разумеется, целесообразность всего этого решает сам для себя каждый, выбирая либо рациональность и экономию, либо прирост тяги и увеличение расхода топлива.